Отличия контекстной и таргетированной рекламы

Тема отличия этих видов рекламы одновременно и простая и сложная. Простая потому что вроде как все очевидно - вот соцсети, в них таргетированная реклама. Вот сайты и поиск в них контекстная. На самом деле все чуть сложнее.

Перед тем как мы начнём, рекомендую подписаться на мою рассылку по Яндекс Директ. Вам придёт серия писем с подробными уроками по настройкам, разбором и советами по повышению эффективности рекламных кампаний.

Слово “таргетинг” можно перевести как нацеливание, прицеливание, т.е. в таргетированной рекламе мы выбираем цель - свою аудиторию.

Контекст первоначально был только в поиске, поэтому так и называется - реклама в контексте запроса. Потом он разросся до рекламы на сайтах где объявления стали показываться не только по запросам, но и по интересам.

Контекстная реклама за последние 5-10 лет сильно подтянула свой инструментарий и теперь в ней тоже существуют возможности таргетироваться на определенные аудитории по географии или по интересам (например при закупке медийной рекламы с оплатой за показы).

От этого у некоторых начинающих специалистов в голове возник разброд и они вполне могут спросить "на кого ты таргетируешься в Яндексе". В этом случае в первую очередь нужно терпение и прояснение терминов. Некоторые даже ключевые слова а поиске теперь таргетингом на аудиторию называют, хотя это, конечно перебор.

Теперь перейдем к более детальному разъяснению механизмов работы этих видов рекламы.

Контекст срабатывает в 5 случаях:

1 задан конкретный поисковый запрос. Вам покажется реклама в поиске + некоторое время в сети вас будут преследовать баннеры на эту тему.

2 Вы не набирали никакой запрос но кликнули на баннер в РСЯ. После этого баннеров на эту тему вам будет показываться больше некоторое время.

3 Вы не набирали запрос и не кликали на баннер, просто зашли на сайт друга/подруги для оценки этого сайта. Вас засекут с помощью яндекс метрики и потом также будут некоторое время преследовать баннерами с тематикой этого сайта.

4 Вы ничего не искали и никуда не кликали и не заходили, но вдруг вам стала показываться реклама ресторана. Оказалось что вы были на сайте ресторана 4 месяца назад, а сейчас они просто запустили кампанию по ретаргетингу (людям, которые уже были на сайте раньше).

5 Все как в пункте 4, но вы не были на сайте раньше, а просто живете/работаете в районе, где открылся ресторан. А ресторан настроил рекламу по геотаргетингу.

6 Для медийной рекламы, система может определить ваш интерес и показывать рекламу по нему.

7 Пункт аналогичный третьему, только вы не были на сайте, а передали рекламодателю свой телефон или е-майл. Например, позвонили в автосалон напрямую по телефону, записались на тест-драйв, не пришли,или пришли но машину не купили. Такие контакты тоже можно использовать для показа контекстной рекламы.

8 Ну и самый редкий пункт. Вы не были на сайте, не звонили, не писали, но побывали в оффлайн-точке, например в магазине, салоне, шоу-руме. Там стояла wi-fi ловушка - устройство, которое отследило ваш телефон. Теперь по нему показывается реклама.

9 Вы попали в базу look a like (похожей) аудитории.

В целом контекстная реклама обладает широкими возможностями, но кое-что она пока не умеет. В частности:

Показывать рекламу людям с определенной должностью.
Показывать рекламу только замужним/холостым.
Показывать рекламу людям строго определенного возраста.
Показывать рекламу людям, у которых день рождения завтра.
Показывать рекламу выпускникам определенного ВУЗа
И всевозможные комбинации этих пунктов, например, показывать рекламу людям у которых есть жена и у нее день рождения через 7 дней.

Именно всеми этими возможностями и обладает таргетированная реклама.

Во многих моментах она старается догнать контекст и предоставить аналогичный сервис:

1 У нее есть категории интересов

2 В ней так же можно сделать свою базу ретаргетинга из телефонов, е-майл адресов

3 Можно просто таргетироваться на определенную геоточку

4 Есть категории интересов как и в контексте

Что бы как-то все это подытожить, давайте перейдем к конкретным кейсам.

Например, я оказываю услуги молодым людям по диагностике заболеваний, которые помешают службе в армии.

Кто мне нужен? Люди примерно от 17-18 строго до 27 лет включительно. Не учатся по сейчас в государственном ВУЗе, не аспиранты, не служили в армии.

Какая реклама больше подойдет для этой услуги. Давайте считать.

1 В контексте я могу исключить людей по социальному статусу (студент)? Нет.
2 Могу исключить тех, кто когда-то служил в армии? Нет.
3 Исключить аспирантов или тех кто закончил аспирантуру? Нет.
4 Показывать рекламу людям строго от 16 до 27 лет включительно? Нет. Можно отключить всех до 18 и можно отключит всех старше 35. Но лишняя аудитория из диапазона 28-35 все равно попадает ко мне.

Фактически контекстом я могу достать только тех, кто сам проявил интерес к моей услуге.

Примерно так же обстоит ситуация, если мне надо достать мам детей 5-7 лет и предложить им подготовку в школе.

Таргетированная реклама, благодаря возможности настроить рекламу на участников определенных сообществ, позволяет эффективно захватывать молчунов. Т.е. тех, у которых есть определенное хобби, но они себя в этом никак не проявляют, ничего не ищут по этой теме.

Например, женщина 50 лет. Работает преподавателем, хобби - дача. Именно в этих темах сосредоточено 90% ее поисковых запросов. Еще 5% приходится на медицину и 5% на то, как приготовить вкусный пирог. Но анализируя ее профиль в социальной сети можно увидеть что она состоит в 1 группе по вязанию. Можно выдвинуть гипотезу что вязание это ее хобби. Тем не менее, спицы нитки, и прочие вязальные принадлежности ее могут заинтересовать.

Если бы не анализ сообществ, то мы бы не узнали о ее хобби.

Резюме. В контекстой рекламе мы легко можем достать проявленные интересы, в таргетированной, узнать скрытые и предложить что-то на эту тему.

На этом всё, не забывайте подписаться на рассылку для создания эффективных кампаний.

Директ