Это вводная статья о том, что такое Google Tag Manager, когда и зачем он появился.
1 октября 2012 года компания Google представила Google Tag Manager — бесплатный инструмент для управления и отслеживания тегов на вашем сайте.
И вот тут начинаются непонятные моменты. Что такое теги, зачем их надо отслеживать и ими управлять?
Давайте прейдём на самый простоя язык.
Вам сделали сайт. Он запущен в работу. Теперь вы обнаружили что на сайте не стоит ни одного счётчика для учёта посетителей. Надо поставить Метрику или Аналитику. Ок. Вы регистрируетесь в этих система, получаете код и теперь код нужно установить на сайт. Для этого нужно обращаться к разработчику, ведь код счётчика часто ставится прямо в шаблон сайта, а значит надо лезть во внутренности сайта и редактировать код.
Тут мне могут возразить: у меня сайт на конструкторе, там уже есть поле в админке, туда можно номер Метрики ввести и всё, счётчик добавлен.
Для Метрики да, но существует ещё куча кодов, которые вам могут потребоваться: пиксель Вконтакте, код отслеживания для ретаргетинга Facebook, счётчика Рамблер ТОП для работы с MyTarget, код онлайн-консультанта, виджет обратного звонка и т.д.
И для установки каждого кода вам надо лезть в код сайта самому или просить разработчика.
Если вы сам разработчик, то всё это не сильно проще, т.к. в зависимости от проекта есть разные системы шаблонизации и зачастую надо править не просто файл шаблона, а файл шаблона главной страницы, каталога, статьи, ещё лендинг на сайте может быть какой-то отдельный есть, разные шаблоны для поддоменов.
В общем, сделать можно но всё это затратно по времени. А главное, если вам не понравилась работа этого онлайн консультанта то всё это нужно проделывать в обратном порядке, т.е. удалять его код из всех файлов шаблонов на сайте.
И тогда возникла идея. А что если на сайт разместить контейнер, т.е. банально пустую коробку сразу на всех страницах сайта при его создании. Потом, если нам нужно добавить какой-то код, мы кладём его на сайта напрямую, а в этот контейнер, жмём кнопку типа"Загрузить" и всё, этот код внутри контейнера появился на всех страницах сайта.
На момент написания статьи интерфейс GTM выглядит примерно так:
В GTM можно вставлять не только вышеперечисленные коды сервисов, а вообще абсолютно любой JavaScript или HTML-код
Удобно? Удобно! Это и есть суть Google Tag Manager. Владельцу сайта и разработчикам не надо лазить в недра проекта. Код может разметить даже самый неподготовленный сотрудник, не надо быть "программистом", экономятся человеко-часы.
Не смотря на то, что GTM появился довольно давно, массово использовать его стали не сразу. Вот график роста интереса к нему в России с 2013 по 2018 годы.
А теперь сравните с таки же графиком но в мире:
С ростом популярности системы под неё стали подстраиваться и другие игроки рынка. Так, Яндекс разместил на странице получения кода счётчика небольшую инструкцию по размещению кода на сайте через Google Tag Manager:
В итоге, работа через GTM постепенно становится стандартом. Но не всё проходит гладко, и у GTM есть оборотная сторона, о которой я напишу в другом посте.